Здравствуйте! Около 4 лет борюсь с себореей головы. Пробовала различные мази и народные средства, использую спец шампуни, но из жирной себорея стала сухой. Проверила органы ЖКТ, щитовидку, пила от паразитов (лямблии). Теперь хочу попробовать лечение фитогормонами, содержащими эстрогены, тк по внешним признакам нахожу у себя недостаток эстрогенов: волосяной покров на руках и ногах, небольшие проблемы с сердцем, нервозность. Можно ли самому начать методом проб подбор препарата или к кому можно обратиться для консультации по лечению себореи путем добавления гормонов. Мне 17 лет, усусь в 11 классе. Прошу помочь.

Лейла

Ответ врача

Лейла, здравствуйте.

Самолечение любыми гормональными препаратами (даже фитогормонами) недопустимо. Бесконтрольное применение эстрогеносодержащих препаратов (в том числе и растительного происхождения), вызывающее превышение нормального уровня гормона, может спровоцировать развитие гормонозависимых патологий:

  • опухолевых и воспалительных заболеваний молочных желёз, матки, яичников;
  • некоторых аутоиммунных заболеваний;
  • нарушение менструального цикла и репродуктивной функции.

Особенно опасны подобные эксперименты в Вашем возрасте, когда механизмы синтеза и обратных связей эндокринной системы ещё не стабилизировались. Через несколько лет признаки гиперсекреции сальных желёз могут исчезнуть спонтанно, без применения сомнительных методов лечения.

Кроме того, себорея может быть вызвана вовсе не сниженным уровнем эстрогенов, а повышенной чувствительностью рецепторов сальных желёз к андрогенам, которые в небольших количествах продуцируются и в женском организме.

Таким образом, назначение заместительной (в случае снижения секреторной активности) гормональной терапии должно быть чётко обосновано данными клинического осмотра и лабораторных анализов. Вряд ли Вы самостоятельно сможете осуществить точную диагностику по кажущимся Вам признакам (которые легко могут являться вариантом нормы).

Если Вы подозреваете у себя эстрогенную недостаточность, Вам следует обратиться к гинекологу-эндокринологу, который сможет подтвердить или опровергнуть данное предположение и в случае подтверждения выяснить причины такого состояния. Только в этом случае назначение гормоноотерапии будет оправдано, а риск возможных осложнений минимизирован.